Так ли мудры сказки? (Чему они учат?)
Или есть ли чудеса в жизни?

Home Back

 

Сначала выдержки из сказок братьев Гримм. Для осмысления следующего за ними в недалеком будущем наблюдения течения жизни (см. ниже).

 

Есть попросту маразматичные и тупые сказки: «Чудаковатый музыкант», «Золотой ключик», «Хлебные крошки на столе», «Великан и портной», «Камбала-рыба», «Домашняя челядь» (есть такие русские поговорки, но не сказки), «Три черные принцессы», «Смышленый Ганс», «Вошка и блошка»…

 

 

Итак, продолжим, а точнее сказать, начнем. Поскольку задумался я изначально над темой, заданной много выше, а уж затем начал критически изучать тексты братьев Гримм. Перед просмотром фильма "Братья Гримм" я решил прочитать их сказки, так как, должен признаться, не помню, чтобы когда-либо делал это раньше. И это несмотря на то, что с детства у меня остаются почти под рукой разные книжки со сказками. Некоторые из них мне читали, больше читал я сам: например, "любимыми" были татарские народные сказки, русские народные сказки, ирландские, валлийские, шотландские и английские сказки (британские). Почему мне не стыдно говорить о том, что я читаю, а это далеко не современный и неординарный список как по содержанию, так и по возрасту, - отдельный разговор (надеюсь, скоро здесь появится ссылка на него). Главным образом, потому, что читать нужно в оригинале, а если не можешь, то хотя бы читать, чтобы знать, а не довольствоваться чужими суждениями. Кроме того, сейчас невольно начинаешь подходить к литературным произведениям филологически. Вот я и подумал, изучать сказки - это ведь недетское дело!
Начав читать упомянутых братьев, я понял, что придется изучать, поскольку иначе это - бесполезный труд. Попробуйте - сами поймете. Если вы прочитали вышеприведенные отрывки, то уже можете составить некоторое мнение. Я сознательно не придаю большого значения автору перевода (г-же А. Петниковой), хотя сделан он из рук вон плохо (если только на немецком не все так запущено). У меня имеются также тексты некоторых сказок, пересказанных Т. Габбе, А. Введенским под редакцией Маршака. Но сейчас более интересно содержание, а не форма.
Поразительно, как братья филологи Карл Вильгельм и Якоб могли записать такие недалекие и противоречивые сказки (19 век), если только они не делали это специально. В некоторых (во многих) сказках повествование начинается одним сюжетом, а кончается совсем другим, будто бы из другой сказки. Получается так, что внутри абзаца все логично, а абзацы между собой логично не связаны. Это что, имитация рассказывания сказки засыпающему ребенку, который уже с детства знает некоторые сказочные шаблоны, засыпающим повествователем, который, чтобы что-то говорить, произносит то, что помнит, в это время лезет рукой в карман, вытаскивает очередной сюжет-шаблон, и дальше рассказывает его?
Конечно, легко сослаться на то, что они записывали народные сказки. Только записанные сказки - это попытка сохранить оригинал, а не создать пародию.
У этих сказок есть и другая сторона - это их колорит и внутренние шаблоны, которые содержат информацию о средневековом быте. С этой точки зрения, их вообще нелегко понять современному человеку, тем более, иноземельцу. Да, можно утверждать, что сегодня сказки вообще нужны, но не такие. Как же тогда быть с такими сказками, как "Бременские уличные музыканты", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель", "Сказка о рыбаке и его жене", "Красная шапочка", "Снегурочка", "Золотой ключик:"… А вы прочитайте их и поймете, что это далеко от того красочного идеала, который находится в нас с детства. Что произошло: затупилось восприятие или же рассказывали их нам по-другому? Тогда нужны ли нам братья гримм, если то, что они записали, приходится класть в мясной бульон и варить с пряностями на медленном огне, прежде чем подавать к столу? Однако их можно оправдать именно тем, что для сохранения традиции, ее нужно дистиллировать и не разукрашивать ни в коем случае.
Говоря о колорите, следует привести некоторые очевидные соображения, следующие из этих сказок:
1) В ту пору был разгул междоусобиц и разделения земель на мелкие княжества. Так что в каждой деревне был свой король, у которого могло быть не одно королевство.
2) Детей с детства приучали к будущей нелегкой жизни. К непонятным, неоправданным поворотам судьбы в сторону несчастий. Homo homini lupus est - сущность всего написанного братьями, хотя сама фигура волка, насколько помню, в сказках вообще не попадается. Брат режет брата, отец сына, мать становится мачехой и решает убить своих детей, потому что им нечего есть. Получается какая-то страшилка: слушайтесь, дети, родителей, а не то…
3) Побеждает тот, кто либо совсем дурак, либо действует излишней хитростью.
4) По всей округе в полях на перекладинах болтались повешеные (воры), которыми питались людоеды-некрофилы великаны, которых (повешенных) в бытовых целях можно было сорвать и кому-нибудь подкинуть, над которыми можно было поглумиться при случае.
5) Непонятное отношение к религии и морали. Такое ощущение, что их и вовсе не было. Иногда появляется черт - фигура совсем неинтересная.
6) Даже королям приходилось регулярно осматривать голову в поисках… Искали что-то у них, там…
7) Люди много пили, и только вино. Видимо, оно было некрепкое, хотя в некоторых сказках, от него становились пьяными, а в некоторых разрывалось сердце. Вино пили даже мыши. А ежи - и то водку глушили! Странно, что в сказках мало пьяниц.
8) Если хочешь быть невестой, будь умной, а лучше Умой, потому что невесты - самые беззащитные существа. Королевич через неделю забывает суженую, с которой помолвлен в другой деревне, и начинает жениться на местной. Потом бывшая невеста приходит на свадьбу, а к королевичу приходит озарение… Новую невесту называют фальшивой (!) и, как правило, отрубают ей что-нибудь, например, голову, а то и еще что похуже сотворят.
9) Самые распространенные профессии были король, невеста, портной да вор.
10) And last but not least. О царство темное, невежественное! Примером может служить, например, сказка "Пастушок". Когда какой-то пастушок отвечает на три смертельных вопроса, а король называет его мудрым. Тогда как ответы пастушка - словоблудство, лишенное всякой мудрости. Проблема состоит в том, что в той сказке, где как раз можно было сказать что-то умное и важное, это не говорится, а взамен подсовывается какая-то брехня. Тут-то мы и подошли к теме этого эссе: "Так ли мудры сказки?"
Мы уже знаем, что такие сказки ничему не учат, нежели как бояться. И я боюсь, но только за то, что и у других авторов ситуация аналогична. Хотя эту боязнь можно запросто покорить знанием… других сказок, чем я как-нибудь и займусь. Удивительно, но это именно так. В этих сказках нет мудрости, которая, закрепившись в молодом человеке, поможет ему жить.
Сказки заставляют привыкать к каким-то чудесам. В основном, их набор ограничен. Мудро ли это? Мой главный вопрос на сегодня: "Есть ли чудеса в жизни?"
Хотелось бы устроить какое-то голосование по этому поводу.
Мне кажется, что в жизни чудес нет. Вот так. Я их не видел. Это потом обиженные на детские сказки люди, видя, что обещанных чудес нет, решили придумать что-то метафорическое, еще одно обещание. Так же, как это обещает Библия. Только ее все критикуют, а людей, говорящих, что чудеса надо только поискать или синтезировать из воздуха, заметить их, - таких людей критикуют мало. (А зачем редких романтиков разочаровывать: и так все понятно (я не путаю романтиков с людьми неверующими ).) Да многие (50%, наверное, к которым я не принадлежу) привыкли быть оптимистами. Думается, что у выросшего культурного человека хватает запаса аллегорий, чтобы не хотелось питаться ими едиными. Настолько хочется увидеть эти чудеса, что приходится отрицать их существование в наивной надежде, что они в отместку появятся. Eli, Eli, lema sabachthani?
Приходится пробовать вскрыть паутинку сетей, пронизывающих весь мир, найти единый порядок, линии судьбы в нем, настроиться и слышать дыхание мира. Так, как это бывает у моего любимого Александра Грина, особенно в "Бегущей по волнам". Но это как раз попытка сотворить что-либо из воздуха, и она мне плохо удается, увы…
Чудо - встретить доброго человека?
Чудо - встретить близкого человека?
Чудо - встретить человека? (даже если не ecce homo!)
Чудо - что ты еще жив и пишешь эти строки?
А, может, чудо, что я сейчас имею такие понятия о жизни в таком суровом мире?
Так что это за жизнь такая, чудесная?
Hosted by uCoz